МКОУ "КОРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" 

Тема: Послушание и своеволие (на примере русской народной сказки «Царевна – лягушка»)

На данную тему отводится 2 часа

 

Задачи:

  • Ребёнок  должен прийти к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть  послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;
  • Поймёт, что послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие – в самоуправстве;
  • Придёт к выводу, что тепло и уют в доме создаётся женщиной, которая, должна уметь делать всё: и хлеб печь, и пирогами порадовать, и обнову к празднику сшить, и в танце себя показать.

 

Ход занятия

Со звонком ребят встречает Иванушка.

И: Ребята, скорее садитесь на свои места, мне не терпится вам сообщить радостное известие.

У: (когда все ребята сядут)

Иванушка, можно я сначала дам тебе добрый совет?

  • Ребята, что забыл сделать Иван?

Поздороваться.

Иванушка, при встрече, и особенно, когда заходишь в помещение, нужно здороваться с присутствующими там людьми.

И: Простите меня, это я от волнения. Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Ребята, можно я посмотрю рисунки, которые вы разукрашивали на прошлом занятии? (смотрит рисунки – размещённые на выставке). Теперь я точно уверен, что в моём государстве такие же удивительно красивые терема. И я жил в одном из них.

У: Иванушка, это ещё раз подтверждает, что ты герой русской народной сказки

И: Вы знаете, ребята, слушая название сказки, я как будто перенесся назад, в свой родной мир.

У: Ничего удивительного, Иванушка, народ, сочиняя сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. А какое же ты радостное известие нам принёс?

И: я вспомнил, что у меня был батюшка и два старших брата.

У: это очень хорошо, Иванушка, так как сегодня мы как раз будем читать такую сказку.

Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто – то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей?

У: Перед вами лежит рабочая тетрадь, напишите  название сказки.

А теперь давайте посмотрим фрагмент сказки (если найду диск) или зачитывается фрагмент (Т. до слов делать нечего, взял лягушку, принёс домой.)

У: Каким образом Иван – царевич нашёл свою суженую?

Стрела указала

Дорисуйте, пожалуйста, на рисунке стрелу, которая либо ещё летит, либо уже прилетела к лягушке.

И: Т.Г. А почему Иван – царевич лягушку в жёны то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?

У: Ребята, а вы как думаете?

Ответы детей

Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадёт, там и ваша суженная».  Иван – царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана – царевича своему отцу.

Т. Сыграл три свадьбы …….- Вот этот хлеб только по праздникам есть!

У: Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам – испечь хлеб?

Ответы детей

Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса. Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, а на чём в старину подавали  хлеб.  На рушнике.

А что такое рушник? Это полотенце.

Посмотрите, пожалуйста, на полотенце, как раньше его можно было красиво расшить.

А теперь мы будем красить с вами и рушник. 

Т. И тут же царь дал сыновьям новый приказ:….- А вот этот ковёр в моей горнице по большим праздникам расстилать!

У:

  • Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковёр?
  • Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить её.

  • В ваших тетрадях записана пословица «красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы её понимаете? Кто такая пава?
  • Как описана райская красота роботы Василисы Премудрой?

Пожалуйста, раскрасьте ковёр, нарисованный в ваших тетрадях.

Т. И тут же отдал царь новый приказ: …….на царский пир?»

И: Странное какое – то третье задание! Испечь хлеб – понятно. Как в народе говорят: «Хлеб – всему голова!» ковёр соткать могла только рукодельница. А танец – то тут причём???

У: Давай Иванушка слушать сказку дальше, может, и найдём ответ на твой вопрос!

Т. Как пришёл он, спрашивает его квакушка: ……. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди.

У: Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама – то величава, выступает будто пава».  Как вы понимаете эти слова?

  • Догадались, почему третье испытание для невесток – танец?

В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и ….скромность.

Т. Пошли танцевать ……выгнал вон из горницы.

У: О чём говорит такое поведение невесток?

Об их глупости и зависимости

  • Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют поведение и поступки других, пускай даже очень умных людей?

Ответы детей

Подвести детей к мысли, что, во – первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во – вторых, порой, чтобы как – то выделиться и увидеть окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.

Т. Когда пир был на исходе, Иван – царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил её на огне.

Вывод: Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необходимых поступков. В сказках собрана народная мудрость.

  • Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки?
  • С чего начинались беды Ивана?

Сжёг лягушечью кожу.

  • Как поступил Иван?

Своевольно.

  • Какие мудрые слова сказал ему старичок?

Ах, Иван – царевич, зачем ты сжёг лягушечью кожу! Не ты её надел, не тебе её и снимать было

  • Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?

Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде.

Нашу работу над сказкой мы продолжим на следующем занятии.

        Руководител кружка "ДНВ": Жидкова Т.Г.

 

 

 

 

 

 

МКОУ "Коровинская СОШ"

Адрес: 641044 Курганская область Мишкинский район село Коровье улица Труда 56


Телефон: (835247)2-54-45

E-mail: korov-schkola@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz