МКОУ "КОРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" |
|
Тема: Послушание и своеволие (на примере русской народной сказки «Царевна – лягушка») На данную тему отводится 2 часа
Задачи:
Ход занятия Со звонком ребят встречает Иванушка. И: Ребята, скорее садитесь на свои места, мне не терпится вам сообщить радостное известие. У: (когда все ребята сядут) Иванушка, можно я сначала дам тебе добрый совет?
Поздороваться. Иванушка, при встрече, и особенно, когда заходишь в помещение, нужно здороваться с присутствующими там людьми. И: Простите меня, это я от волнения. Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Ребята, можно я посмотрю рисунки, которые вы разукрашивали на прошлом занятии? (смотрит рисунки – размещённые на выставке). Теперь я точно уверен, что в моём государстве такие же удивительно красивые терема. И я жил в одном из них. У: Иванушка, это ещё раз подтверждает, что ты герой русской народной сказки И: Вы знаете, ребята, слушая название сказки, я как будто перенесся назад, в свой родной мир. У: Ничего удивительного, Иванушка, народ, сочиняя сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. А какое же ты радостное известие нам принёс? И: я вспомнил, что у меня был батюшка и два старших брата. У: это очень хорошо, Иванушка, так как сегодня мы как раз будем читать такую сказку. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать: Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поднял её кто – то. Кто, распростившись с зелёною кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей? У: Перед вами лежит рабочая тетрадь, напишите название сказки. А теперь давайте посмотрим фрагмент сказки (если найду диск) или зачитывается фрагмент (Т. до слов делать нечего, взял лягушку, принёс домой.) У: Каким образом Иван – царевич нашёл свою суженую? Стрела указала Дорисуйте, пожалуйста, на рисунке стрелу, которая либо ещё летит, либо уже прилетела к лягушке. И: Т.Г. А почему Иван – царевич лягушку в жёны то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!? У: Ребята, а вы как думаете? Ответы детей Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадёт, там и ваша суженная». Иван – царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана – царевича своему отцу. Т. Сыграл три свадьбы …….- Вот этот хлеб только по праздникам есть! У: Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам – испечь хлеб? Ответы детей Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами» У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса. Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, а на чём в старину подавали хлеб. На рушнике. А что такое рушник? Это полотенце. Посмотрите, пожалуйста, на полотенце, как раньше его можно было красиво расшить. А теперь мы будем красить с вами и рушник. Т. И тут же царь дал сыновьям новый приказ:….- А вот этот ковёр в моей горнице по большим праздникам расстилать! У:
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить её.
Пожалуйста, раскрасьте ковёр, нарисованный в ваших тетрадях. Т. И тут же отдал царь новый приказ: …….на царский пир?» И: Странное какое – то третье задание! Испечь хлеб – понятно. Как в народе говорят: «Хлеб – всему голова!» ковёр соткать могла только рукодельница. А танец – то тут причём??? У: Давай Иванушка слушать сказку дальше, может, и найдём ответ на твой вопрос! Т. Как пришёл он, спрашивает его квакушка: ……. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди. У: Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама – то величава, выступает будто пава». Как вы понимаете эти слова?
В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и ….скромность. Т. Пошли танцевать ……выгнал вон из горницы. У: О чём говорит такое поведение невесток? Об их глупости и зависимости
Ответы детей Подвести детей к мысли, что, во – первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во – вторых, порой, чтобы как – то выделиться и увидеть окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным. Т. Когда пир был на исходе, Иван – царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил её на огне. Вывод: Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необходимых поступков. В сказках собрана народная мудрость.
Сжёг лягушечью кожу.
Своевольно.
Ах, Иван – царевич, зачем ты сжёг лягушечью кожу! Не ты её надел, не тебе её и снимать было
Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде. Нашу работу над сказкой мы продолжим на следующем занятии. Руководител кружка "ДНВ": Жидкова Т.Г.
|
МКОУ "Коровинская СОШ"Адрес: 641044 Курганская область Мишкинский район село Коровье улица Труда 56 Телефон: (835247)2-54-45 E-mail: korov-schkola@yandex.ru |