МКОУ "КОРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" |
|
Программа ДНВ школьников Пояснительная записка.
Школьная программа «Храм души» на 2007 – 2012 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с решением Педагогического совета от 09 января 2007 года о разработке школьной программы «Храм души» на 2007 – 2012 годы. Реализация Программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений в социальной среде, а также обеспечению преемственности воспитательных мероприятий различных уровней системы образования и культуры, координации на сельском уровне педагогической и просветительской деятельности. В Программе определены основные пути развития школьной и сельской системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания. При уточнении и корректировке Программы учитывался имеющийся практический опыт патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе, а также культурно-исторические, социально-экономические особенности развития села.
Обоснование принятия программы духовно-нравственного воспитания
В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно при возрождении культурной традиции, гражданских и нравственных базовых ценностей, на которых строилось Российское государство, создавалась великая русская культура. Проблема даже частичного восстановления ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими действиями при условии использования системного подхода в рамках школьной программы. Для реализации комплексных программ, способствующих патриотическому и духовно-нравственному возрождению, школе требуется разработать комплекс воспитательных мероприятий по данной теме.
Цель, задачи и основные направления программы
Целью Программы является гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в школе социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности и правовую законодательную базу.
Задачи:
1) формирование комплекса организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в школе (селе); 2) осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах гражданского, духовно-нравственного становления и воспитания детей; 3) интегрирование духовно-нравственного содержания в социально-педагогические и другие гуманитарные программы, осуществляемые в школе; 4) реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров и других специалистов в области духовно-нравственного воспитания; 5) охрана, восстановление, развитие исторического и культурного наследия села; 6) реализация комплекса мер по профилактике правонарушений.
Основные разделы Программы
1) Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.
2) Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания, работа с педагогическими кадрами.
3) Информационно-просветительское и педагогическое сопровождение семьи в вопросах гражданского, духовно-нравственного воспитания детей.
4) Духовно-нравственное воспитание и образование в школе.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Организационно-методическое обеспечение реализации Программы
В программных мероприятиях предполагается разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов духовно-нравственного воспитания в школе. Системой организационных мер по обеспечению реализации программы предполагается расширение роли педагогического совета по настоящей программе «Храм души», а также школьного методического совета по духовно-нравственному воспитанию. В ходе выполнения программы предполагается осуществление аналитической работы, уточнение и доработка содержания, а также её управлением.
2. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей.
На разных этапах реализации Программы предполагается определение мер школьного уровня по подготовке, просвещению и повышению квалификации кадров по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, в том числе мер, направленных на выработку единых подходов к организации патриотического и духовно-нравственного воспитания. Предполагается создание и внедрение содержательных и методических учебных программ по духовно-нравственному воспитанию, преподаванию обществознания, основ православной культуры в школе. Планируется проведение школьных научно-практических педагогических семинаров, «круглых столов» по вопросам патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания.
3. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность и педагогическое сопровождение семьи в вопросах гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей
Культурно-просветительское направление Программы предполагает систематическое проведение мероприятий и праздничных акций духовно-нравственной направленности в школе и СДК. Примерами такой работы может служить проведение общественных духовно-нравственных чтений, целевой показ видеофильмов духовно-нравственного, патриотического содержания, организация лекториев, проведение Дней православной культуры в школе и сельской библиотеке. Планируется осуществление специальной просветительской работы силами школьной и сельской библиотек. Предполагается создание школьной видеотеки и аудиотеки. В числе мер по решению данной задачи Программы предполагается проведение на уровне школы систематической работы по просвещению семей по вопросам гражданского, духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций. Просветительский этап предполагает проведение отдельных лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов медиков, педагогов, священнослужителей. Базой для проведения этих занятий станет школа. Тематика лекций выстраивается в соответствии с насущными проблемами семьи.
4. Духовно-нравственное воспитание и образование в школе.
Планируется, силами творческих педагогов и методических объединений школы, разработка циклов уроков, сценариев мероприятий и учебных экскурсий по основам православной культуры, духовному, литературному и историческому краеведению, граждановедению, а также координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитания с учетом задач гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания и особенностей села. Предусматривается проведение олимпиад и конкурсов ученических работ по духовно-нравственной и культурологической тематике, проведение школьных научно-практических конференций. Разработка циклов досуговых мероприятий патриотической и духовно-нравственной направленности, содействие организации творческих объединений, конкурсов, трудовых и социальных школьных акций.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы учитывает к настоящему времени формы и методы гражданского, патриотического и духовно-нравственного просвещения и воспитания в районе и селе, тенденции регионального и муниципального развития. В осуществлении Программы участвуют следующие структуры: администрация села, администрация школы, сельские работники здравоохранения и культуры, школьное методическое объединение, руководители общественных организаций села. Координацию деятельности по управлению реализацией программы осуществляет педагогический совет, который обеспечивает контроль за выполнением программы.
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ.
1 – начальная школа (1 – 4 классы) – «Азбука чувств» Развитие, облагораживание эмоций, чувств, выявление способностей.
2 – среднее звено (5 – 9 классы) – «Мастерская культуры» Развитие, выявленных способностей, склонностей. Поиск своего решения, взгляда на проблему. Формирование гуманистического идеала.
3 – старшее звено (10 – 11 классы) – «Духовная лаборатория» Подготовка к созданию своей духовной лаборатории, своего творческого стиля жизни, своей системы оздоровления. С помощью учителя решают собственные мировоззренческие проблемы, задумываются о смысле жизни. Программа духовно-нравственного развития содержит стержневые темы, представляющие собой жизненно важные, нравственные положения, которые помогают формированию мировоззрения человека и отражают такие аспекты бытия: «Человек и общество», «Человек и природа», «Человек и Космос». Стержневые темы содержат цели, задачи, формы проведения, конечный результат.
Мероприятия по реализации программы
Конечный результат
К окончанию школы должна быть сформирована личность:
Возможные негативные проявления
Компенсаторные мероприятия
|
МКОУ "Коровинская СОШ"Адрес: 641044 Курганская область Мишкинский район село Коровье улица Труда 56 Телефон: (835247)2-54-45 E-mail: korov-schkola@yandex.ru |